Единственный способ освоить новый язык программирования - писать на нем программы. Первая программа, которая должна быть написана, - одна для всех языков программирования: напечатать слова приветствия, например, "HELLO, WORLD" или просто "Привет!". Текст такой программы на языке С выглядит следующим образом.
#include <stdio.h> main( ) { printf("Привет!\n"); }
Откройте текстовый редактор. Для этого можно использовать пункты меню, как показано на следующем рисунке.
Окно текстового редактора вместе с программой, которую вы должны набрать в нем, представлено на следующем рисунке.
После того, как исходный текст программы на языке С введен, необходимо сохранить текст в файле. Для этого следует выбрать в меню "Файл" подпункт "Сохранить как ...", в результате чего появится соответствующее диалоговое окно, представленное на следующем рисунке. Имя сохраняемого файла может быть произвольным, например hello.c, и задается в окошке "Имя". Кроме того, необходимо выбрать папку, в которой будет сохранен файл. Для этого используются центральные окошки. Если в программе используются текстовые строки на русском языке, то перед сохранением необходим выбрать соответствующую кодировку. Для этого в поле "Кодировка символов" нужно выбрать "Кириллица (WINDOWS-1251)".
В результате редактор выделит цветом основные структурные элементы языка С. О том, что набранный текст представляет собой программу на языке С, редактор определил по расширению файла с, указанному в имени файла после точки.
После того, как создан файл с программой на языке С, его необходимо скомпилировать, чтобы получитьисполняемый файл, запуск которого и обеспечивает работу программы. Для компиляции и запуска программы используется режим командной строки. С этой целью запускаем программу "Терминал". Чтобы при работе программы обеспечить возможность вывода сообщений на русском языке, необходимо задать соответствующую кодировку. Для задания требуемой кодировки нужно в окне терминала выбрать пункт меню "Терминал", затем пункт "Установить кодировку символов" и далее "Кириллица (WINDOWS-1251)".
Далее в окне терминала с помощью утилиты cd (изменить каталог) переходим в каталог, в котором находится файл с программой на языке С, и вызываем компилятор gcc, указывая ему в качестве входного параметра имя файла с исходной программой на языке С. Если при компиляции программы компилятор не обнаружил ошибок, то по умолчанию будет создан файл с именем a.out, содержащий исполняемую программу. Для проверки работы программы в терминальном окне нужно ввести команду ./a.out.
Теперь некоторые пояснения к самой программе. Любая C-программа, каков бы ни был ее размер, состоит из одной или более функций, указывающих фактические операции компьютера, которые должны быть выполнены.
В нашем примере такой функцией является main. Обычно вы можете давать функциям любые имена по вашему усмотрению, но main - это особое имя; выполнение вашей программы начинается сначала с функции main. Это означает, что каждая программа должна в каком-то месте содержать функцию с именем main. Для выполнения определеных действий функция main обычно обращается к другим функциям, часть из которых находится в той же самой программе, а часть - в библиотеках, содержащих ранее написанные функции.
Одним способом обмена данными между функциями является передача посредством аргументов. Круглые скобки, следующие за именем функции, заключают в себе список аргументов; здесь main - функция без аргументов, что указывается как (). Операторы, составляющие функцию, заключаются в фигурные скобки { и }, которые аналогичны begin-end в паскале. Обращение к функции осуществляется указанием ее имени, за которым следует заключенный в круглые скобки список аргументов. Круглые скобки должны присутствовать и в том случае, когда функция не имеет аргументов.
Строка
printf("Привет!\n");
является обращением к функции, которое вызывает функцию с именем printf и аргументом "Привет!\n". Функция printf является библиотечной функцией, которая выдает выходные данные на терминал (если только не указано какое-то другое место назначения). В данном случае печатается строка символов, являющаяся аргументом функции.
Последовательность из любого количества символов, заключенных в удвоенные кавычки "...", называется 'символьной строкой' или 'строчной константой'. Пока мы будем использовать символьные строки только в качестве аргументов для printf и других функций.
Последовательность \n в приведенной строке является обозначением на языке "C" для 'символа новой строки', который служит указанием для перехода на терминале к левому краю следующей строки. Подчеркнем, что \n представляет только один символ. 'Условные последовательности', подобные \n, дают общий и допускающий расширение механизм для представления трудных для печати или невидимых символов. Среди прочих символов в языке "C" предусмотрены следующие: